VE3KF forum

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » VE3KF forum » Непроверенные идеи » Почему звенит ферритовое кольцо импульсного трансформатора?


Почему звенит ферритовое кольцо импульсного трансформатора?

Сообщений 1 страница 20 из 20

1

В устройствах, на ферритовом кольце намотан трансформатор, который издает звук с частотой его возбуждения. Вопрос, если исключить вибрацию обмоток кольца, то что может быть причиной звона? Ведь никаких зазоров кольцо не имеет.  :dontknow:

2

VE3KF написал(а):

Ведь никаких зазоров кольцо не имеет.


Явление называется магнитострикция. Особенно сильно проявляется, когда материал в насыщение вгоняете... :playful:

3

Магнитострикция - это очень незначительное изменение объема сердечника при переменном намагничивании. Неужели за счет этого такой громкий звук.
А если залить такой транс компаундом, вероятно это подавит модуляцию сердечника?

4

VE3KF написал(а):

А если залить такой транс компаундом, вероятно это подавит модуляцию сердечника?


Это уже от конструктива будет зависеть. В своих конструкциях на тему акустических призвуков я не заморачивался- выжимал максимум КПД при номинальной мощности... :crazy: И потом не забывайте, что компаунд может существенно ухудшать тепловой режим трансформатора.

5

Согласен на счет компаунда.
А кольцо само покрыто эпоксидкой. Неужели это не спасает от акустических шумов?

6

VE3KF написал(а):

кольцо само покрыто эпоксидкой

Даже с пластификатором эп. смола - довольно хрупкая и поглощение в ней малО.
Подобные эффекты давят заливкой компаундами на основе каучуков и проч. В наших условиях, если нет сильного нагрева - битумные мастики, силиконовые герметики. В преобразователе для фотовспышки для подавления звука хватило пропитки парафином.

7

Могут модулировать еще и обмотки, недостаточно зафиксированные на сердечнике. У меня сердечник большой 76 мм диаметром и даже на х.х. звенит громко.

8

Вот нашел ссылку, объясняющую природу шума
http://tor-trans.com.ua/transfnoise1.html

9

Выход, чтобы избавиться от модуляции - уводить частоту в неслышимый диапазон за 15 кГц и выше.

10

VE3KF написал(а):

уводить частоту в неслышимый диапазон за 15 кГц и выше

Не выход в некоторых случаях. Мои кошка и пес были недовольны подобным решением.
На стадии изготовления транса лучше сразу предусмотреть это дело, мотать поплотнее, если обмотка не в один слой - риск получить шумный транс выше, как вариант - при намотке время от времени промазывать жидким лаком. Трудоемко, но эффект есть.
Хуже всего было с трансом с сердечником из пермаллоевой ленты. Пришлось разобрать до основания, сунуть в жидкий лак этот тор и просушить. Потом мотать. Победить удалось, но второй раз такого мне, к счастью, не выпадало :)

11

У меня тор на феррите, первичка намотана проводом 3 мм в один слой и вторичка в один слой, но звенит весьма громко.
Кошки и собачки это не в счет т.к. изделия для офисов, для бизнеса, поэтому этой проблемы там не будет, надеюсь.  ;)

12

Я силовуху на 5 кГц делал- требования к КПД были высоки. И ничего- стерпели... :D Дома же, ниже 40 кГц не припомню... К слову, и с ультразвуком не стоит обольщаться- нередко переходные процессы при смене потребляемого тока успешно прослушиваются, несмотря на то, что под стабильной нагрузкой ничего не слышно... :dontknow:

13

Работа на х.х. транса и под номинальной нагрузкой - суть не одно и тоже. ИМХО  :flag:

14

VE3KF написал(а):

первичка намотана проводом 3 мм в один слой и вторичка в один слой

VE3KF написал(а):

изделия для офисов, для бизнеса

В компаунд их, "в глушь, в Саратов.."(с)
Как с рабочей температурой? Если трансы не требуют охлаждения, не будут при работе греться, то в компаунде (силиконе) им самое тихое место.

VE3KF написал(а):

Работа на х.х. транса и под номинальной нагрузкой - суть не одно и тоже.

Насколько я понял - основная задача не в названии темы, а в практических способах "утихомирить" трансы.
Минус заливок/упаковок в поглощающий материал - значительное ухудшение отвода тепла. Если есть большой запас по мощности транса - хорошо. Если нет..
Из прошлого: были такие молекулярные насосы, ТМН-200. И были у них тиристорные преобразователи. Смерть сотрудника, блин! К концу рабочего дня желание долбануть по этому шкафу было почти непреодолимо. И грелись элементы в том шкафу, скажу так, достаточно.
Выход был таким: обклейка всего шкафа пенопластом, извраты с уплотнением дверки и обклейка приборов сзади. И зверское вкрячивание, иначе не сказать, трубы, соединенной с вытяжной вентиляцией.
Хоть как-то помогло.

Отредактировано Anatoly (2013-11-03 10:08:54)

15

В том то и все дело, что пока прототип на стадии пуска, испытаний под полной нагрузкой пока не было еще, но предполагаю, что нагрев должен быть не слишком высоким, ввиду высокого КПД транса. Пока надо вот изготовить эквивалент нагрузки из ламп освещения и погонять под нагрузкой. :flag:

16

VE3KF написал(а):

пока прототип на стадии пуска, испытаний под полной нагрузкой пока не было еще

Я понимаю, что Канада - не ех-СССР, и что напряжение сети в допуск, скорее всего, укладывается. :)
Но, все же, имеет смысл прогнать на перегрузке и недогрузе при различных колебаниях сети, сымитировать возможные ситуации.
Ну и раз на стадии проекта/отработки - заложить можно и чуть иные параметры по мощности, обосновать можно хотя бы тем, что значительно улучшатся психоакустические характеристики устройства, что приведет..:) и расписать плюсы тихого блока.
Умный заказчик поймет, что качественное устройство лучше того, на чем экономили тридцать копеек :)

17

Разработка сия расчитана была на питание от батареи  т.е 12,5 В. Мощность пока до 300 Вт. По моим подсчетам такой мощностью можно зажечь люминисцентную панель площадью 25х25 м. Позже видимо будут разработки АС/AC и питание будет от сети, но не сейчас.  Можно мощность транса увеличить, увеличив сердечник набором колец. Это снизит кол-во витков, что очень важно т.к. провод ломовой и с трудом умещается даже на кольце 76 мм. Тем более, что в результате теста, будет скорректировано кол-во витков первички в сторону увеличения.  :confused:
Конечно, чем ниже уровень шума от магнитострикции кольца, тем лучше. Компаунд резко ухудшает условия охлаждения сердечника и здесь есть над чем задуматься.  :flag:

18

Аналитически рассуждая, можно подойти к выводу, что для уменьшения шума от магнитострикции материала, надо увеличивать частоту импульсов. При этом снижается габаритная мощность сердечника и с уменьшением размера его снижается и шум. Чем меньше колечко - тем меньше шум т.к. чем больше объем сердечника V, тем больше изменение его объема от магнитострикции ΔV а значит и громче звук. И еще уровень магнитострикции уменьшается с уменьшением намагниченности сердечника.

19

С объёмом- не факт, по крайней мере, мне так кажется. Ведь уменьшив площадь поперечного сечения, Вы вынуждены будете увеличить количество витков... :flag:

20

Витки тоже могут издавать звук, но пока рассматриваем только сердечник. Изменяется объем сердечника, не сильно, примерно удельно 10^-5 до 10^-2 в зависимости от намагниченности. Это очень немного, потому кол-во витков изменять не требуется.  :flag: Уменьшив сердечник в размере, уменьшится и относительное изменение размеров от магнистрикции. Допустим 10 ^-5 от кольца 100 мм будет 10^-3 или то же, но от кольца 10 мм это лишь 10^-4. Первая деформация больше второй. Разная деформация, a потому и сила шума будет разная.
Во всяком случае на практике инвертор мощностью 0,1 Вт, который я испытал- почти неслышим, а вот помощнее инвертор 300 W очень хорошо слышимый.  :flag:


Вы здесь » VE3KF forum » Непроверенные идеи » Почему звенит ферритовое кольцо импульсного трансформатора?


Создать форум. Создать магазин