Читая форумы, различные версии по поводу возможных причин крушения, просто диву даешься - насколько порой безграмотно это преподносится. Читать прессу по этому поводу, дилетансткие рассуждения журналюг это как бы в лом. Я сам и в армии работал в ВВС и после работал в ГВФ, поэтому не понаслышке знаю об авиации.
Судя по поведению самолета(смог оторваться аж за полосой, с грунта) говорит о том, что самолету не хватило скорости. Это могло случится по нескольким причинам:
1. Недостаточна дистанция разбега.
2. Перегрузка самолета
3. Неправильная центровка груза
4. Сильный попутный ветер
5. Недобор мощности двигателя(ей)
6. Ошибка экипажа при взлете.
7. Техническая неисправность, в частности не до конца отошедшие тормозные колодки
8. Препятствие по курсу взлета
Любая из этих причин может привести к катастрофе.
Первая причина может быть вполне, если командир корабля недооценил факторы 2, 3, 4. Но обычно командир имеет достаточно большой опыт работы на этом типе самолета, поэтому эта причина маловероятна. Это надо быть самоубийцей.
Перегрузка могла быть, особенно если за нее экипажу неплохо заплатили, но об этом обязательно знает командир судна и учитывает это.
Неверная центровка машины тоже может быть, но вряд-ли такое возможно. Пилоты очень хорошо знают, что такое взлетать с нарушенной центровкой, это крайне опасно, потому на это никто не пойдет.
Сильный попутный ветер мог быть, но обычно взлет производится против ветра. Мог конечно быть какой -то аномальный порыв ветра
попутный, который ,,выбил,, подъемную силу крыла на какое-то время. Это может быть причиной запоздалого отрыва от ВПП, но только если борт идет загруженный до предела.
Недобор мощности может иметь место, если к примеру некачественное топливо. Но этот будет немедленно обнаружено на показаниях тахометров двигателей как недобор оборотов. Командир не самоубийца и конечно даже не начнет разбег в этом случае.
Ошибка экипажа в принципе возможна, люди ошибаются. Но в авиации, перед взлетом, проводится полная проверка готовности борта к взлету, это в шутку называется,,читать молитву,, Это заключается в том, что второй пилот читает вопросы, а бортмеханик корабля проверив, отвечает, считывая показания приборов, убеждаясь, что включен нужный агрегат, установлены закрылки во взлетное положение 20 град, установлен триммер руля высоты на взлет, давление масла в системе, давление топлива, температура выхлопа и прочее и прочее. Только после этой ,,молитвы,, командиру докладывается, что все системы корабля проверены, замечаний нет, борт готов к взлету. Командир докладывает диспетчеру и запрос на руление на исполнительный. После прибытия на исполнительный и получив добро от РП на взлет, следует команда ,,Экипаж, взлетаем,, машина ставится на ручной тормоз, двигатели разгоняются до взлетных оборотов и затем тормоза резко отпускаются. Борт, резко набирая скорость, устремляется на взлет. Причем всегда разбег начинается с начала полосы, в любом случае. Это делается потому, что никто не знает как поведет себя железо на взлете, поэтому на случай, если что пойдет не штатно, у командира бы оставалось время на остановку машины. Именно поэтому используется вся длина полосы. Да, бывает и так, что нештатная ситуация случается не в первой половине разбега а во второй, когда уже борт отрывается. В этом случае уже как повезет. Если повезет, то самолет сделав круг приземляется, но если это проблема с двигателями, то иногда даже сделать этот круг не удается, что и случилось, я думаю, в данном случае. Судя по описаниям очевидцев, были слышны два хлопка. Это очень характерно для реактивных двигателей в случае помпажа дв-ля. Как следствие, это ведет к потере тяги, что на взлете практически 100% падение борта. Скорость для маневра еще набрана недостаточна, борт плохо слушается рулей, плохо управляем, поэтому практически беззащитен. Версия о том, что это могла послужить аварии мачта 4 м высотой - несостоятельна. Многотонной машине, если встречается на пути какая-то труба, то это никак не влияет на скорость самолета. Это все равно, что при взлете голубя, ему на пути попадет комар.
Из этих всех вероятных причин, наиболее вероятной мне кажется причина 7, в частности дв-ли. Что-то многовато катастроф в последнее время, даже Нигерию обошли.
В любом случае, жалко погибших людей.
- Подпись автора
73!
Александр, VE3KF, TO3T ex VA3QP, VE3XAX, VA3TTT.
Мой Ютуб канал: https://www.youtube.com/@Contester7/videos На продажу имеются 2 мои книги - по антеннам и по УМ.