VE3KF forum

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » VE3KF forum » Разное » Долгая жизнь "Голиафа"


Долгая жизнь "Голиафа"

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Если ехать из Нижнего Новгорода по Арзамасской трассе, то вблизи посёлка Дружный Кстовского района можно увидеть два десятка очень высоких ажурных мачт, между которыми натянуты провода. Издалека может создаться впечатление, что это какой-то объект электроэнергетики или даже военное сооружение. Последняя версия соответствует действительности – это войсковая часть №36026, куда более известная под своим немецким названием – сверхдлинноволновая радиостанция «Голиаф». История её началась 75 лет назад, и тогда «Голиаф» служил подводникам кригсмарине.

«Голиаф» — передающая радиостанция диапазона сверхдлинных волн, обеспечивающая радиосвязь с подводными лодками на расстоянии до 4000 километров.

Радиостанция интересна своей историей (трофей СССР во Второй мировой войне, используемый ВМФ России и в нынешнее время) и выдающейся конструкцией радиопередатчика и антенны, благодаря которым и получила своё название. «Голиаф» располагается в Кстовском районе Нижегородской области у посёлка Дружный, изначально созданного для военных, обслуживающих эту радиостанцию.

История

Радиостанция «Голиаф» (нем. Goliath) изначально была построена в Германии у города Кальбе в 1943 году, главный конструктор Фритц Гутцман. Монтаж радиостанции велся фирмами C. Lorenz AG и AEG, строительство велось с использованием труда советских, французских и польских военнопленных — узников ближайших концлагерей. План строительства «Голиафа» имел высшую степень срочности.

«Голиаф» стал первой радиостанцией диапазона сверхдлинных волн мощностью более 1000 кВт и самой мощной радиостанцией того периода в мире. Радиостанция использовалась в интересах Кригсмарине для радиосвязи с германскими подводными лодками из так называемых «волчьих стай» и действовала на частотах 15—25 кГц с основной рабочей частотой 16,55 кГц. Сигнал «Голиафа» принимался в Атлантике подводными лодками в погруженном состоянии, находившимися даже в Карибском море. Кроме того, рассматривалась возможность использования радиостанции в качестве средства радиосвязи с Японией, союзником Германии, дублирующего радиосвязь в диапазоне коротких волн.

В течение всей второй мировой войны «Голиаф» никогда не подвергался налётам англо-американской авиации, хотя иногда бомбардировщики пролетали очень низко над антеннами. Одно из объяснений такого факта основано на том, что «англичане взломали коды германского Кригсмарине и могли читать радиосообщения командиров германских подводных лодок». В начале 1945 года радиостанцию захватили американские войска, некоторое время территория использовалась как лагерь для военнопленных, в котором, в частности, содержался генерал Вальтер Венк. При разделе Германии на зоны влияния территория, на которой располагался «Голиаф», отошла к Советскому Союзу. В 1947 году радиостанция была разобрана, а все оставшиеся на старом месте строения разрушены.

Трофей хранился на складах связи под Ленинградом, пока в 1949 году не было принято решение о восстановлении радиостанции в пойме реки Кудьмы в Горьковской области. Место установки было выбрано по двум причинам: из-за схожести здешних почв с немецкими, где станция стояла изначально (качество работы зависит от состояния почвы), и из-за достаточной удалённости от границ. Все системы радиостанции были восстановлены за три года, и в декабре 1952 года состоялось первое пробное включение с выходом в эфир (акт приёмки объекта с перечнем необходимых доработок был подписан 27 декабря 1952 года). В начале 1960-х годов «Голиаф» был включён в систему наблюдения за космическими аппаратами.

С 2001 года радиостанция бездействовала в связи с ремонтом. 30 сентября 2003 года она вновь встала на боевое дежурство. Радиостанция входит в сеть службы точного времени «Бета».

Технические характеристики

Рабочий диапазон частот 15—60 кГц (диапазон длин волн от 20 до 5 км). Мощность радиопередатчика на верхних частотах 1000 кВт. КПД антенны около 90 %, ёмкость антенны 0,11 мкФ, сопротивление потерь приблизительно 0,03 Ом, ширина полосы пропускания 20…50 Гц. Общий КПД около 50%

Антенная система

Антенна радиостанции представляет собой вариант антенны Александерсена — несимметричную реализацию вертикального шлейф-вибратора с тремя вертикальными элементами-шлейфами (центральными мачтами, называемыми также трубчатыми мачтами), соединенными между собой электрически многопроводной квазигоризонтальной частью («полотном»). Полотно также выполняет функции ёмкостной нагрузки, а его снижение, выполненное из трех групп проводников в центре конструкции, является активным (четвертым) элементом: снижение подходит к точке возбуждения, располагающейся в центральном антенном павильоне. Излучение антенны создается, прежде всего, центральными мачтами и снижением

Центральные мачты установлены на изоляторах, их основания соединены с развитой системой заземления через удлинительные индуктивные катушки. Катушки выполнены из литцендрата и намотаны пятью параллельно идущими проводниками диаметром 10 мм каждый. Высота катушек 5 м, диаметр 3,2 м, они расположены в антенных павильонах у основания центральных мачт. Настройка на рабочую частоту происходит при помощи катушки с короткозамкнутыми витками, перемещаемой внутри удлинительной катушки лифтовым механизмом. Заземление выполнено из оцинкованных стальных лент сечением 10×2 мм, радиально расходящихся вокруг каждой из центральных мачт и вокруг центрального павильона. Общая длина уложенного в землю провода составляет 350 км.

Для каждой из трёх центральных мачт полотно состоит из шести групп проводников, образующих по форме шесть правильных треугольников с длиной стороны 400 м. Конструктивно полотно представляет систему стальных тросов в подвижной алюминиевой оболочке, соединённых между собой муфтами. Полотно поддерживается в натяжении противовесами массой 6900 кг. Центральные мачты представляют собой стальные трубы высотой 210 м, углы полотна закреплены на решётчатых мачтах высотой 170 м, расположенных в вершинах правильных шестиугольников.

Проводники полотна совместно с поддерживающими их центральными мачтами напоминают три гигантских зонта диаметром около 1 км каждый. Подобную конструкцию иногда называют зонтичной антенной.

Заключение

27 декабря 1952 года радиостанция впервые вышла в эфир, и этот день стал днём рождения первой советской сверхмощной СДВ-радиостанции «Голиаф». Войсковая часть №36026 была переподчинена от отдела строительства управления связи ВМС узлу связи генштаба ВМС СССР и получила наименование «Передающий радиоцентр №1 узла связи ГШ ВМС СССР». Да и сам посёлок Дружный возник благодаря войсковой части №36026, рядом с которой сначала построили несколько домов офицерского состава, а со временем вырос и целый населённый пункт. За всё время с момента возобновления своей работы радиостанция практически не простаивала, за исключением нескольких остановок для модернизации устаревшего оборудования. В 60-х годах радиостанция в Дружном была включена и в систему наблюдения за космическими аппаратами.

Станция «Голиаф» была передовой для своего времени конструкцией. Перед главным конструктором Фрицем Гутцманом стояла задача создать передатчик, который во всём диапазоне излучаемых частот имел бы стабильно высокий КПД. Существовавшие тогда традиционные конструкции антенн с их частотой излучения в относительно узких пределах не годились, нужно было создать нечто принципиально новое. Специалисты компании «Карл Лоренц АГ» смогли решить эту проблему, остановившись на концепции множественно настраиваемой антенны, которую описал шведско-американский изобретатель Эрнст-Фредерик-Вернер Александерсон (Ernst Frederick Werner Alexanderson) ещё на заре развития радиотехники. Впервые на практике эта концепция была реализована именно при создании «Голиафа».

https://forumupload.ru/uploads/000e/73/7c/331/t683350.jpg
Антенное поле "Голиаф" и масштаб
https://forumupload.ru/uploads/000e/73/7c/331/t397934.jpg
Мачты радиоцентра
https://forumupload.ru/uploads/000e/73/7c/331/t168017.jpg
Тип антенны
https://forumupload.ru/uploads/000e/73/7c/331/t361513.jpg
Зал, где установлен главный передатчик "Голиаф"

Тема, эта очень интересная! А потому, кому будет интересным, вот хороший сайт на данную тему, с учетом некоторых характеристик
приемо-передающей техники того времени. Много фотографий. GOLIAF

Отредактировано Alex_EW6T (2021-06-28 14:41:43)

Подпись автора

Бог нам дал CW, ленивые придумали SSB, а черти - FT8

2

Могучая станция. Длина волны от 20 км. Поставить вертикал, высотой 5 км высотой было не реально, поэтому применили зонтичные вертикалы с искусственной нагрузкой. Отсюда и очень низкое входной импеданс антенны и очень узкая полоса пропускания.
Питание конечно по воздушным линиям, в которых потери практически нулевые и не зависят от КСВ.
Система радиалов в 450 км длиной впечатляет.
По тем временам, это было конечно превосходное инженерное решение.

Подпись автора

73!
Александр, VE3KF, TO3T ex VA3QP, VE3XAX, VA3TTT.
Мой Ютуб канал:    https://www.youtube.com/@Contester7/videos   На продажу имеются 2 мои книги - по антеннам и по УМ.

3

Alex_VE3KF написал(а):

По тем временам, это было конечно превосходное инженерное решение

А я впечатлился тем, что станция была разработана в 40-е, в годы войны!  Мало того, успешно смонтирована в 43 году.
В СССР ничего лучшего не придумали, как утащить как трофей и поставить у себя. Мало того, за послевоенные годы, за все...  ничего лучшего не поставили, а продолжили эксплуатировать этот Голиаф и по сей день!  Там наверное на каждой детали, фирменное клеймо фирмы изготовителя и небось свастика на деталях и станине...  :D
Все же немцы МОЛОДЦЫ!  Умеют и головой думать и руками работать, не чета нашим...

Подпись автора

Бог нам дал CW, ленивые придумали SSB, а черти - FT8

4

Alex_EW6T написал(а):

Мало того, за послевоенные годы, за все...  ничего лучшего не поставили, а продолжили эксплуатировать этот Голиаф и по сей день!

Ошибаетесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/43-й_узел_связи_ВМФ_России  И потом, а что там можно нового придумать? Радио - это вообще исторически придуманная вещь в конце 19- начале 20 веков. Всё основное там, в тех годах. А то , что касается компьютерного управления и sdr, это другая песня. То что касается антенн и основ приемо-передающей техники - 80 % , не побоюсь этого слова, тех старых годов...
Интересно ещё что антенную систему взяли по идеям Александерсона, шведа : https://ru.wikipedia.org/wiki/Александерсон,_Эрнест

Отредактировано R0SBD (2021-07-01 21:57:58)

5

Alex_EW6T написал(а):

Мало того, успешно смонтирована в 43 году.

Вы читали в википедии: " строительство велось с использованием труда советских, французских и польских военнопленных — узников ближайших концлагерей."

Alex_EW6T написал(а):

В СССР ничего лучшего не придумали, как утащить как трофей и поставить у себя.

Во первых репарации за потери в войну. Второе, как разрушенное после войны государство ,СССР, могло построить это ? В третьих, а зачем строить тоже самое, когда оно готовое есть, не по хозяйски. У меня дед  в 1945 году из Кенигсберга демонтировал и вывозил целые заводы в СССР, потому как в войну воевал в ремонтной артиллерийской бригаде...

Отредактировано R0SBD (2021-07-01 22:14:49)

6

R0SBD написал(а):

Вы читали в википедии: " строительство велось с использованием труда советских, французских и польских военнопленных — узников ближайших концлагерей."

Это все понятно!  Но дело не в том, что репарации и т.д.  Я писал о том, что ум, мысль , немецких инженеров в то время, были на передовых позициях! Только и всего.

Подпись автора

Бог нам дал CW, ленивые придумали SSB, а черти - FT8

7

Alex_EW6T написал(а):

Я писал о том, что ум, мысль , немецких инженеров в то время, были на передовых позициях!

Это и сейчас остается так. Немцы делают качественые любые вещи. Очень многое из немецкого было цельностянутым в РФ. Выражение ,,немецкое качество,, было и есть не пустой звук.

Подпись автора

73!
Александр, VE3KF, TO3T ex VA3QP, VE3XAX, VA3TTT.
Мой Ютуб канал:    https://www.youtube.com/@Contester7/videos   На продажу имеются 2 мои книги - по антеннам и по УМ.

8

Alex_VE3KF написал(а):

Выражение ,,немецкое качество,, было и есть не пустой звук.

Пожив в Англии, России, Норвегии, посмотрев на белорусов...  - могу сказать одно - это менталитет такой у немцев! Старательский... я бы сказал. Начатое, доводить до конца! При чем, где казалось бы , по нашенски - и так хорош  :D , а у немца будет все в лучшем виде. И это действительно так и остается до сих пор! Я тоже с этим соглашусь. :flag:

Подпись автора

Бог нам дал CW, ленивые придумали SSB, а черти - FT8

9

У немцев менталитет такой, они очень дисциплинированы во всем от инженера до простого работяги. Поэтому и их любая продукция получается отличной, продуманной хорошими инженерами и сделанной хорошими работягами.
Вот отсюда и результат, неизменно превосходный.  :cool:

Подпись автора

73!
Александр, VE3KF, TO3T ex VA3QP, VE3XAX, VA3TTT.
Мой Ютуб канал:    https://www.youtube.com/@Contester7/videos   На продажу имеются 2 мои книги - по антеннам и по УМ.

10

Я здесь не видел ни одного жигуля ни уаз за все время. Зато Мерседесов, BMW и прочей немецкой техники здесь полно. Это говорит о том, что есть спрос на немецкую технику а не уаз.
Прочтите статью  https://newizv.ru/news/tech/17-04-2018/ … bizhuterii
Хватит уже обсуждать не по теме.
Последнее предупреждение перед баном.  :mad:

Подпись автора

73!
Александр, VE3KF, TO3T ex VA3QP, VE3XAX, VA3TTT.
Мой Ютуб канал:    https://www.youtube.com/@Contester7/videos   На продажу имеются 2 мои книги - по антеннам и по УМ.

11

Кстати, лампы ГУ50, ГУ80 были цельностянутыми с немецких ламп и многие другие тоже, а не только ,,Голиаф,,.  :D

Подпись автора

73!
Александр, VE3KF, TO3T ex VA3QP, VE3XAX, VA3TTT.
Мой Ютуб канал:    https://www.youtube.com/@Contester7/videos   На продажу имеются 2 мои книги - по антеннам и по УМ.

12

Давайте все же про антенну Голиаф, по теме.
Антенна была попросту украдена у Германии. Не была создана своя собственная конструкция, а была украдена и вывезена из Германии. Это факт.
На основе этой антенны были созданы подобные антенны и на Кольском полуострове и в Белоруссии и в других центрах связи ВМФ.
Это очень дорогие технические сооружении и далеко не все страны имеют подобные антенны.
А тема про Китай это отдельная тема.

Подпись автора

73!
Александр, VE3KF, TO3T ex VA3QP, VE3XAX, VA3TTT.
Мой Ютуб канал:    https://www.youtube.com/@Contester7/videos   На продажу имеются 2 мои книги - по антеннам и по УМ.

13

R0SBD
Бан на 3дня.
Я предупреждал  :mad:

Подпись автора

73!
Александр, VE3KF, TO3T ex VA3QP, VE3XAX, VA3TTT.
Мой Ютуб канал:    https://www.youtube.com/@Contester7/videos   На продажу имеются 2 мои книги - по антеннам и по УМ.

14

Немцы да,они технически были впереди планеты всей в те годы.
После войны немецкие инженеры долгое время работали в СССР.
Мотоциклы минск,восход, иж-это все  немецкие ДКВ .
Урал то все знают что БМВ.
Лодочные моторы Вихрь-немецкие Кениг.
Можно продолжать долго))
Тот же Гуго Шмайсер со своим штурмгевером STG-44 явно в Ижевске не полы подметал)


Вы здесь » VE3KF forum » Разное » Долгая жизнь "Голиафа"


Создать форум.